пятница, 31 июля 2015 г.

Flash: Человек-Муравей (Ant-Man)


Ещё когда эта заметка существовала в виде черновика, я находился в Красноярске. Лето в этом году прорвалось из самого ада: чудовищная жара днём и ночью. Квартира у самого Енисея, окна выходили на набережную. И там, у парапета, какие-то шутники поставили старенькое расстроенное пианино.

Забавный предмет, если ты находишься среди гуляющих: стоит себе посреди тротуара пианино. Остановился, понажимал на белые клавиши, пошёл дальше. Хуже, когда напротив этого пианино ты живёшь. Все знают, что пытается сыграть далёкий от музыкального образования человек, дорвавшийся до пианинной клавиатуры. Да. Он непременно попытается сыграть Собачий вальс.

Злоебучий Собачий вальс. Не Лунную сонату же им играть, верно?

Итак, неделя в квартире с окнами на пианино. Ночью стихают звуки шумного города. И в постоянно распахнутые от непереносимой жары окна регулярно льются неумелые «па-ба-ба, па-пам, паба-ба-па… секунду, секунду… па-пам, ба-ба-ба-па, ба-па, ба… так… пам».

Проблема фильма «Человек-муравей» в том, что это дроченный «Собачий вальс от мира кинокомикса». Это то, что на заданную тематику «сыграет» далёкий от киномастерства прохожий: набор штампованных персонажей, избитых сюжетных ходов и заезженных ситуаций. Давно знакомый мотив, минимум изобретательности.

Как бы то ни было, всё ещё лучше «Мстителей 2».


Для создания «Муравья» просто взяли формулу, по которой штампуются фильмы о супергероях. Распиздяй-герой, талантливый, но не самый удачливый. С проблемами в семье. Мадам, с которой у героя чуть ли не война — всё, естественно, закончится поцелуем. Команда забавных воров-неудачников, помогающих герою? Погодите, а там есть хакер? А гарлемский йоу-бро? Ага, ага… А комичный резонёр? Ок, понятно.

Вершит список злодей-потому-что-злодей — не из тех закулисных гениев, которых любишь примерно настолько же, насколько ненавидишь. Он тут, например, убивает рандомного чувака просто потому что тот не одобрил новое оружие: дескать, оно слишком сильное. Смекаете?

«Оружие слишком сильное? Я применю его на тебе! Я ЗЛОООЙ АХАААХАХААХА!». Охуеть. В каких древних руинах откопали этих мумифицированных сценаристов? Они слышали, что комиксы и кинокомиксы за последние 20-30 лет здорово поменялись? Что злодеи из 30-60 годов уже не работают?

Кто режиссёр этого шапито? Создатель тупых трёхкопеечных комедий? Вопросов больше нет, ваша честь.

Все эти штампы действуют в условиях, которые сами по себе неплохи — а иногда даже круты. Для летнего блокбастера. Они хорошо поставлены. Но в сюжет втиснуты с таким скрипом, что его, кажется, даже можно расслышать на звуковой дорожке. Вот сцена ограбления: герой показывает себя настоящим Макгайвером: быстро решает задачи с помощью обширных познаний в физике, химии и истории.

Думаешь: ага, наверняка в конце будет какой-то поворот, и все эти знания ему дико пригодятся, и всё будет круто. Думаешь? Неправильно думаешь. О макгайверстве и не вспомнят больше: чуваку дадут суперкостюм, он будет пинать жопы. Нахуя ему физика с химией? Ещё вдруг вопросы начнёт задавать: а почему у уменьшенного человека-муравья масса остаётся такой же, как у полноразмерного, а уменьшенный… кхм, как бы без спойлеров? агрегат? А уменьшенный «агрегат» можно таскать в кармане?

(Я понимаю, что это фэнтези, тут куча условностей — но условности должны подчиняться определённой логике. Тут логики нет: правила меняют так, как это удобно сценаристам, не заморачиваясь над объяснениями)

Нет, маккайверства больше не будет. Вообще каждая следующая сцена будет срать с высокой колокольни на сцены предыдущие. «Я следил за тобой несколько лет. Знаю на 100%, что ты крутой взломщик. Знаю, что ты ищешь работу и хочешь быть героем в глазах дочери. И вот вместо того, чтобы просто предложить тебе работу, я устроил хитрый план. Ты рискнешь репутаций в глазах дочери, с угрозой на десяток лет загреметь в тюрьму устроишь ограбление, чтоб я мог подтвердить для себя то, что знаю и так». Ради, блядь, всего святого, зачем это всё?

Вот традиционный для комиксов супергеройский кроссовер. Ну, знаете. Когда Сорвиголова встречает Капитана Америка, они дерутся. Или когда Дедпул встречает Человека-Паука, и они обмениваются колкостями по поводу схожести костюмов. Пара страниц, веселья ради. Подобные сцены работают за счёт узнаваемости: ну, аудитория любит поспорить, кто победит — Росомаха или Железный Человек. Если сталкиваются герои не в первый раз, сцена работает за счёт необычных условий: например, Капитан и Сорвиголова случайно меняются оружием.

Тут, в кино, такой момент тоже есть, но без применения хотя бы одного из этих важных видов сценарного топлива. В виде камео вставляют не узнаваемую фигуру, а «восьмого персонажа в двенадцатом ряду». Необычных условий не появляется. Сцена сливается и выглядит пресной.

И так далее, и так далее. Можно брать чуть ли не каждую сцену: она будет выглядет прилично. Но вставь её в общую картину и всё рассыпается. Фильм состоит из бессвязного бормотания. Это «Письмо из Простоквашино»: словно толпа людей написали в сценарий каждый по строчке. В итоге то живу хорошо, свой дом, то линять начал и лапы ломит.

И вот что на самом деле убивает: в фильме есть чуть ли не гениальный по постановке момент — это финальная схватка. Два уменьшенных персонажа ведут отчаянную битву на столе с игрушками. При этом камера переключается то на, скажем так, «мелкий вид», то на «большой». То есть, работает на контрасте.

Вот эпичный бой на крыше мчащегося поезда. Соперники швыряют друг в друга вагонами. Всё пылает. Кругом разруха. А вот камера переключается, детская комната, по столу катится паровозик. Падает игрушесный вагончик.

Переход: ЭПИЧЕСКАЯ БИТВА! Переход: карандаш скатился со стола. Контраст.

Словом, отлично. Вся сцена орёт капсом: СДЕЛАЙТЕ ТАКИМ ВЕСЬ ФИЛЬМ.

Но не делают. Кажется, даже не понимают, что только в этом моменте умудрились понять то единственное, чем может быть интересен супергерой-с-самым-тупым-погонялом. А может (ок, скорее всего), это то немногое, что досталось фильму от Эдгара Райта, покинувшего проект до его завершения.

В любом случае, перед просмотром рекомендую принять таблетку для повышения иммунитета к сценарному слабоумию.

PS. Но, всё-таки, лучше «Мстителей 2». Ну, потому что даже заезженные, но оформленные в какую-никакую историю клише лучше набора бессвязных тизеров к ещё не снятым фильмам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий